Предлагаем песок строительный в Москве. Своя перевалочная база!

Какие архитектурные стили существуют

Предлагаем купить щебень в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

С древнейших времён и по сей день человечество не переставало совершенствоваться. На протяжении многих веков и тысячелетий происходило бессчетное количество формирований как во внутренней, так и во внешней жизни людей. Цивилизация, включающая в себя множество различных сторон, отразилась в научных изобретениях, человеческом мировоззрении и, конечно же, во внешнем облике всего мира в целом. И как следствие из всего вышесказанного – долгая и не прекращаемая идеализация и совершенствование архитектуры; её стилей, основных особенностей и тонкого искусства выполнения того или иного дизайна. Таким образом, цель данной работы – представить основные понятия об архитектуре и её развитии, в том числе, основываясь на объективном сопоставительном анализе особенностей известнейших сооружений в ряде различных стран.

Итак, строительство. Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны. Архитектура, или зодчество формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города — их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делает архитектуру Искусством — искусством создания построек и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Всему миру известны древний Акрополь в Афинах, Великая Китайская стена, собор Святого Петра в Риме, Эйфелева башня в Париже. Искусство архитектуры – воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. Не случайно о великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.

Прежде, чем углубиться в пояснения основных положений и особенностей определённых архитектурных стилей, стоит обратиться к самой истории архитектуры, как с творческой, так и с практической точки зрения. В представленном реферате, главным образом, речь будет идти о рубежах средневековья – от V до XVIII века. Здесь будут наглядно рассмотрены история искусства романской эпохи, раннехристианского строительства, постройки Византии и ряд других мировых архитектурных художеств. Свою историю архитектура берёт с незапамятных времён – с возникновения таких стран как Египет и древнейшая Римская Империя. Однако вдаваться во все мельчайшие подробности архитектурных строений и их особенностей слишком тяжело. В связи с этим в данной работе будут раскрываться секреты архитектурного искусства более поздних времён. И первым из них будет рассматриваться период становления Византийской архитектурной эпохи.

Насколько мы знаем из курса истории, ослабленная Римская империя в конце IV века н. э. оказывается разделенной на две части — Восточную, часть, не успевшую разрушиться по средствам нападения готов, и Западную, потерпевшую изрядное количество потрясений и набегов.Атаки варваров с севера, восстания рабов и волнения в колониях способствовали, в последствие, распаду Западной империи в 476 г.. Иными были условия развития в восточной области., как мы уже успели заметить. Византийская империя со столицей Константинополем, центром восточного христианства, продолжала свое существование. Изначально Византия представляла собой небольшой город, заложенный греками как центр колонизации. Однако теперь, с течением некоторого времени, влияние Византии возрастает при императоре Константине, который в 330 г. выбирает его местом своего пребывания и превращает в новую столицу Римской империи — Неа Рома или Константинополь. После разделения Римской империи в 395 г. Константинополь становится постоянной столицей восточного государства. Она устояла в период нашествий варваров и развилась в мощное феодальное государство со сложным и разветвленным государственным устройством.

Возможно, именно в силу действия исторических факторов в архитектуре Византии неразрывно слиты утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности византийского искусства ярко проявились в архитектуре. Здесь возводятся великолепные сооружения, призванные укреплять авторитет государства и церкви — храмы, дворцы, ипподром, триумфальные арки и различные инженерные сооружения. Особенно большого расцвета византийская культура достигает в VI веке, когда были заложены основы новой архитектуры. Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов. Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства. Строившиеся на тот момент времени церкви строились двух основных типов, имеющих названия Базилика и Крестово–купольной церкви.

Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.

Позднее наибольшее распространение получил уже названный чуть ранее тип крестово-купольной церкви, представляющей собой квадратное в плане здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. Забегая несколькими шагами вперёд, заметим, что в самой Византии с течением времени возобладал именно крестово-купольный храм.

Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича. Византийские строители были хорошими конструкторами, они успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Главная проблема заключалась в переводе нагрузок от больших по размерам куполов на квадратную в плане конструктивную систему. С помощью треугольных «парусов», арок над сторонами квадрата нагрузка передавалась на мощные пилоны, расположенные по углам. Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры. Эта система в дальнейшем заимствуется различными архитектурами, по-новому интерпретируется и обогащается. Строители восточных областей Римской империи, вообще, как правило, были более активны в поиске новых строительных приемов. Здесь очень часто строили центричные в плане сооружения и пробовали различные способы возведения сводов. Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, ярким примером для которой может легко послужить храм св. Ирины в Константинополе. Таким образом, в результате соединения обоих типов возникает, так называемая, пятикупольная система над планом в форме равностороннего или «греческого» креста, также находящегося в Константинополе. Внутренние же поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

Итак, подытожив тему византийской архитектуры и истории её становления, в наглядный пример хотелось бы привести главный храм всей Византийской империи, каковым является церковь св. Софии в Константинополе. Этот храм является вершиной развития системы сводчатых перекрытий. Церковь святой Софии была возведена при императоре Юстиниане, с целью усиления его позиции после восстания Ника, когда были уничтожены многие здания, построенные при императоре Константине. На месте ранее существовавшего храма св. Софии должно было быть возведено сооружение, которое своими размерами и роскошью превзошло бы все известные в тот период постройки. И это его создателям удалось в полной мере. Церковь была построена в 532-537 гг. зодчими Анфимием из Трал и Исидором из Милела. Она имела центричную композицию, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто куполом на парусах, имеющим диаметр 33 м. Нагрузка от большого купола распределяется на четыре мощных пилона высотой 23 м. Причем стабильность свода и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны. Церковь поражает своим внутренним пространством, гигантским куполом, который благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания окнам кажется словно парящим в воздухе. Капители колонн храма — из белого мрамора, а стены покрыты мерцающими мозаиками. В своем архитектурно-художественном образе храм святой Софии воплощает представления о вечных и непостижимых божественных началах. Выдающееся конструктивное и художественное произведение стало примером для строителей на целые века.

Уходя от темы построек давнишних, невольно взгляд падает на последующий промежуток мировой истории, и внимание останавливается на таком многозначащем, включающем в себя бескрайнее количество осколков истории, времени, которое теперь принято называть раннехристианским строительным искусством и центричным типом Равенна.

Как мы знаем, христианство после своего возникновения очень быстро начинает распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.

После признания христианства миланским эдиктом 313 г. и в связи с большими изменениями в общественных и хозяйственных отношениях в Римской империи возникает раннехристианская архитектура (прежде всего при строительстве церквей). Первоначально христиане собирались в помещениях больших жилых домов. Развитие типов церквей и в западных, и в восточных областях идет по одинаковому пути. Различия состояли в использовании свода и купола на востоке и популярности «трансепта» по примеру базилики св. Петра на западе. Значительные старохристианские постройки возводились в Сирии (базилики, например, Калб-Лузех, Турманин, Рувега), где часто использовались сводчатые конструкции, а фасады имели очень богатое убранство. Собраниям верующих и проведению служб больше всего соответствовали пространства типа римских базилик. Это имело существенное значение для дальнейшего развития типа христианского храма. Христианская базилика берет начало от одного из типов гражданских базилик — иными словами, залов императорских дворцов. Таким образом, уже в самом начале развития существовал определённый тип здания, отвечающий требованиям проведения собраний большого количества людей, внимание которых должно быть обращено непосредственно к одному месту — к алтарю. Пространство чаще всего разделялось на три нефа, но иногда и на пять. Средний неф был шире и выше, чем боковые и освещался сверху через окна. Такой метод постройки вошёл в историю под названием «базиликальный способ». Главный неф, первоначально не имевший подшивного потолка, закрывающего конструкцию перекрытия, отделялся от боковых нефов колоннами и заканчивался апсидой. Также стоит отметить одну из самых немаловажных особенностей организации пространства, которая всегда, по сути своей, подчинена назначению сооружения. Что касается особенностей раннехристианского строительства в целом, то перед самой базиликой размещался «райский» двор, связанный с входной частью, называющейся нартексом, и далее с главным нефом. В боковые нефы женщины и мужчины входили раздельно. В главном нефе перед алтарной частью было выделено место для хора, а к нему примыкали кафедры. В пространстве апсиды стоял алтарь.

Позднее базиликальное пространство расширяется за счет поперечного нефа, трансепта, размещенного между апсидой и главным нефом, и в результате возникает новая структура внутреннего пространства. Изменяется и внешний вид здания. Над боковыми нефами иногда устраивались обходные галереи — эмпоры. Такое решение стало началом процесса увеличения высоты главного нефа, что получило особенно яркое проявление в средневековой архитектуре. Башни-колокольни вплоть до VI века ставились отдельно от базилики. На востоке башни включались в объем базилики. Примеры этому сохранились в Сирии, где уже в V веке возникли двухбашенные фасады церквей.

Своевременно хотелось бы заметить, что в Риме и по всей Италии в период начального развития христианства был возведен ряд базилик, которые, однако, впоследствии в большинстве случаев были перестроены. К наиболее крупным относится пятинефная базилика св. Петра в Ватикане, разрушенная в период ренессанса, и пятинефная базилика св. Павла, имевшая широкий поперечный неф. Это здание, хотя и было впоследствии перестроено, сегодня хорошо иллюстрирует характер больших раннехристианских базилик.

Говоря о центрических сооружениях, пожалуй, единственное, что можно отметить — это основные особенности строения.Баптистерий и мавзолей — имели в плане круг, квадрат, многоугольник или равносторонний крест. В этих случаях речь шла об относительно небольших по размерам сооружениях.

Следующим этапом на пути развития средневековой архитектуры становится древний город Равенна и её таинственная гробница короля Теодориха.

Значительным наследием христианского искусства V и VI веков является город Равенна, некогда столица Западной Римской империи императора Гонория.

Сооружения этого периода являются свидетельством соединения римских традиций и восточных влияний. Для них характерно использование кирпича и богатое мозаичное убранство интерьеров. Так, рядом оказываются базилики (ярким примером которым может послужить Сант Аполлинаре Нуово) и центрические сооружения. Не менее выдающийся пример последних — храм Сан Витале. Это здание, несмотря на свои большие размеры, производит впечатление легкости и большого количества света. Купол очень интересным способом сложен из пустотелых фасонных кирпичей в виде глиняных горшков.

И именно в Равенне, недалеко от морского берега высится массивная и суровая гробница остготского короля Теодориха (около 526 г. н. э.), тщетно пытавшегося объединить под своей державой римлян и готов. По сей день гробница остается наиболее интересным сооружением Равенны.

Круглая башня гробницы короля Теодориха поднимается над десятигранным основанием. Вместо купола мавзолей перекрыт одним из самых больших монолитов, когда-либо употреблявшихся в строительстве — диаметр его составляет 10,5 м, в то время, как высота — 2,5 м. Эта глыба, добытая на противоположном берегу Адриатического моря, в каменистой Истрии, и там выдолбленная для уменьшения веса, была доставлена в Равенну подвешенной между кораблями. Затем монолит был поднят на земляную насыпь в уровень гробницы и увенчал башню на многометровой высоте, что показывает, как прочны еще традиции строительного мастерства римского времени. Хотя зодчий, его воздвигнувший в VI веке, вероятно, изучал восточные и римские памятники, их стройность уступила тут место несколько грубоватой упрощенности, сочетающейся с внушительностью общего облика. Среди народов, оседавших на развалинах Римской империи, очевидно, еще сохранялись такие строительные навыки.

Хотелось бы отметить, что замечательными произведениями византийских мастеров являются мозаики в Равенне (V-VII вв.). В мавзолее царицы Галлы Плацидии выделяются нежные, тонко сгармонированные по цвету мозаики с изображением Доброго пастыря в райском саду; в церкви Сан-Витале — сцены придворной жизни с портретами императора Юстиниана и его жены Феодоры.

Подытожив тему о раннехристианском строительном искусстве, автор данной работы предлагает ступить на следующую, не менее интересную, ступень архитектурного зодчества. Таковой на данный момент является архитектура далёких стран, с давнейший времён привлекающая красотой своей и мощью миллионы туристов и учёных-архиологов. Речь пойдёт об Исламской и Арабской архитектуре.

К VII веку н. э. относится возникновение культуры арабов. Начавшаяся с Аравийского полуострова экспансия арабских племен, объединенных идеями ислама, вызванная перенаселением, недостатком пастбищ для скота и социальным кризисом, охватила с течением времени огромный район, включавший страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Пиренейский полуостров. Арабы завоевали Сирию, Ирак, Иран, Египет и другие области. Распространение ислама означало в истории Ближнего Востока и юго-западной Европы большой политический перелом. Созданное арабами государство — халифат,- простиравшееся на огромные районы — от границ Индии до Пиренеев, прошло два периода его существования:

Халифат династии Омейядов (с VII – по первую половину VIII века) с центром в городе Дамаске.

Халифат династии Абассидов (со второй половины VIII по IX век)с главным городом Багдадом.

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети, а также медресе и мавзолеи. Основополагающее значение для формировании архитектуры арабов имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана — эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). У них арабы переняли схему культовых построек — мечетей и мавзолеев — центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Купол своим основанием опирался на четыре стороны основного квадратного объема и на небольшие арочки – тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов — арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась и многолопастная зубчатая.

Основным строительным материалом арабов являлся обожженный кирпич, отчасти камень — известняк, песчаник; поливную керамику — фаянс и майолику; дерево, гипс, тростник. Мрамор использовался, в частности, для небольших колонок, поддерживавших своды, которые применялись в архитектуре западных и африканских районов арабо-мусульманского мира. Арки повышенных очертаний выкладывались обычно из кирпича. Нередко на них опирались распространенные в мусульманской культуре, наряду с куполами, не подшитые снизу деревянные балочные перекрытии, которые обрабатывались орнаментом. Пространственной организацией мечеть значительно отличается от христианского храма. В основе своей она имеет две части и состоит из обширного двора с колодцем для ритуальных омовений и из собственно молельни. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного многонефного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене (имеющей название михраб), где хранится коран. Для чтения корана здесь оборудована деревянная или каменная кафедра. В целом это просторное многонефное помещение, которое снаружи выглядит как простое прямоугольное строение. Наружный облик дополняется минаретами, с которых верующие призываются к молитве. Это стройные призматические (например, в Испании и Марокко) или цилиндрические (в Персии и Турции) башни с галереями, видимо, берущие начало от исходных форм и функций звонницы. Но наряду с культовыми возводились и другие здания — дворцы, торговые дома, инженерные сооружения, жилые дома. Основные приемы в области архитектуры арабов — наличие дворового принципа организации плана зданий с галереями по периметру двора, плоские покрытия и кровли, в центричных помещениях — специфических повышенных очертаний с легкой стрельчатостью купола. Зодчество мусульманских стран отличалось активным применением мелкомасштабного орнамента, преимущественно неизобразительного, равномерно заполнявшего ту или иную отведенную для него поверхность.

Затрагивая тему декоративных средств в Исламской культуре, скажем об обработке, украшении стен, которые в целом сохраняют свою плоскостность, сильно выраженные препонки отсутствуют. Применяются только вертикальные лопатки-лизены, а также горизонтальные, слабо выраженные тяги, фризы, бордюры. Для обработки стен использовался мотив очень плоской арки. Поверхности стен в нижней части, решаемой как панель, покрывались тонкой орнаментикой. Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоял из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов, геометрического и стилизованного растительного характера с дополнением надписей различных канонизированных почерков. Изображения человека запрещались мусульманской религией. Иногда одна орнаментальная «сетка» как бы накладывалась на другую. Узорчатые орнаментальные «ковровые» композиции всегда носили плоскостным характер. Этот мелкомасштабный орнамент, резной или живописный, применился и для покрытия в виде лент-бордюров панелей или филенок, стен, потолков, сводов, баз и капителей колонн, дверных полотен, оконных решеток, использовался он и в изделиях прикладного искусства, в том числе в мебели, коврах, тканях.

В орнаментальных росписях, в расцветке резьбы преобладали красный и голубой цвета в сочетании с белым и позолотой; использовались и другие цвета — охристо-желтый, зеленый. Единой колористической гаммы не существовало: в различных странах Ближнего и Среднего Востока употреблялись свои особые сочетания красок.

В мусульманской архитектуре применились следующие декоративные материалы: стук, алебастр, резное дерево, фигурный кирпич, мрамор, тесаный камень, поливные изразцы, фаянс, стеклянная мозаика, мозаика из мрамора, росписи, папье-маше, инкрустация из ценных пород дерева и слоновой кости.

Можно установить определенную последовательность в появлении декоративных средств. Ранее всего (с VII в.) стала применяться резьба по стуку и алебастру. На фасадах зданий в некоторых районах мусульманского мира и IX -XI веках использовалась фигурная облицовка из обожженного кирпича. В некоторых странах для фасадной обработки использовали цветной камень — белый, черный, розовый, выкладывавшийся геометрическими узорами.

С XI века начал применяться поливной декор. В последующие столетия глазурованная резьба по терракоте и глазурованные изразцы получили широкое распространение. Керамика — политая цветной глазурью мозаика и кафельные рельефные или гладкие изразцовые плитки — широко использовалась с XIV века для декорировки поверхностей стен, в основном на панелях. Применялся и поливной кирпич. Самым распространенным видом отделки являлась резьба по стуку и алебастру. В архитектуре арабов были очень распространены так называемые сталактиты — сочленение мелких, нависающих друг над другом консольных нишек. Сталактиты поддерживали выступающие формы, располагаясь в основании куполов, сводов, в нишах, под карнизами, на капителях колонн. Выполнялись они из гипса, терракоты и создавали исключительно тонкую игру светотени. Как отмечалось, в декорировке применялись и разноцветные мраморы. Большого совершенства достигают изделия из резного дерева. В обработку вводились ценные породы, применялось наборное дерево. Инкрустировались не только кусочки дерева, но и слоновая кость. Основное убранство составляли в жилых помещениях глубокие деревянные диваны-софы, оттоманки, устилавшиеся коврами, тканями и мягкими подушками, низкие столы и столики, иногда имевшие и плане форму многоугольника шестигранника, восьмигранника. Деревянные ножки, спинки, локотники обрабатывались с применением различных геометрических, типичных для арабов орнаментальных мотивов, среди которых самое видное место занимала стрельчатая пологая арка. Среди других типов мебели были сундуки, этажерки, ширмы. Роль шкафов выполняли стенные ниши с дверцами. В мебели высокого качества применялась инкрустация, в частности, с введением слоновой кости, перламутра, с яркой окраской орнаментированных частей. В декоративном убранстве помещении важную роль играли ковры с мелким, сложносплетенным орнаментом. Превосходного качества большие ковры вешались на стены. Использовались и драпировки, занавеси для навешивания дверных проемов и различных частей помещений. Существенное значение в убранстве жилых домов имела посуда — различных форм кувшины, чаши и другие изделия, выполнявшиеся из металла с чеканкой или же из керамики, фаянса с росписью.

И теперь, начиная двигаться по направлению завершения данной работы, автор переходит к истории развития романского стиля в ряде перечисленных стран: Италия, Франция и Испания.

Итак, Италия. Прежде, чем перейти к раскрытию основных деталей архитектуры Испании, хотелось бы сказать о её корнях, взаимосвязях и наследии, последнее из которых она позаимствовала о уже описанном ранее раннехристианском искусстве.

Вообще, в становлении новых принципов в архитектуре и искусстве Италии немаловажное значение имело широкое обращение к раннехристианскому наследию. Опора на него была и ранее свойственна итальянскому искусству. Но теперь речь идет не о традициях, трансформированных многовековым развитием средневековой художественной культуры, а о прямом и непосредственном обращении к этому наследию. Особенно настойчивый характер носит оно в римской школе (чему, несомненно, способствовала политика пап, искавших в раннем христианстве опору для авторитета своей власти). Для художников и архитекторов раннехристианское искусство стало теперь источником новых этических и эстетических ценностей; итальянские мастера интуитивно почувствовали в этом искусстве его античные первоистоки, увидели тектонические принципы архитектуры, красоту пластики человеческого тела, иллюзионистические принципы живописи с ее так называемой «античной перспективой» и светотеневой моделировкой. Раннехристианские традиции сыграли тем более важную рожь в становлении искусства позднего дученто, что прямое обращение к античности было в эту эпоху еще очень редким. Наиболее существенным оно было в скульптуре, тем более что древнеримские и раннехристианские саркофаги в течение всех средних веков оставались излюбленными образцами для скульпторов. В первой половине XIII века при дворе Фридриха II Гогенштауфена была предпринята попытка возродить традиции монументальной пластики Древнего Рима. Антикизирующие тенденции, утвердившиеся в южно-италийской пластике XIII века, оказали известное воздействие на становление принципов скульптуры позднего дученто; однако, как мы увидим далее, они не были единственным исходным пунктом для ее мастеров.

Касаясь непосредственно собственной архитектуры Италии, мы заметим, что именно там и в период средневековья, и ренессанса, влияние новейших тенденций в мировой архитектуре сливалось с богатейшим античным наследием. Уже в средневековой Италии фасады зданий имеют выразительный ритм, получаемый с помощью аркад, например, на зданиях собора, баптистерия и наклонной башни, составляющих выдающийся комплекс романской архитектуры в Пизе.

Эпоха коммунальных революций в Италии была временем бурного формирования новых идей и представлений о мире, давших толчок к сложению принципиально новой не только для Италии, но и для всей Западной Европы культуры. Ее становление было в то же время плодом длительного и сложного исторического процесса; оно связано с множеством факторов, не учитывая которые нельзя достаточно четко представить сущность произошедшего в Италии перелома. В средние века Италия, равно связанная со странами Западной Европы и Византией, пережившая несколько волн нашествий других народов — от лангобардов на севере до норманнов и арабов на юге; была страной, где сталкивались, переплетались и в конечном итоге переплавлялись в единое целое самые разнообразные культурные традиции. Но фундамент итальянского средневекового искусства составлял мощный пласт позднеантичных и раннехристианских традиций, с которыми постоянно связывались воспоминания о великом прошлом страны и надежды на ее возрождение. Эти традиции в трансформированном виде продолжали жить в народном сознании, служили опорой в политической борьбе — вплоть до борьбы папства и императорской власти. Варварская основа, сыгравшая значительную роль в сложении средневекового искусства других европейских стран, в Италии всегда испытывала преобразующее воздействие указанных традиций. Все это во многом определяло специфику средневекового искусства Италии, особенно времени его наивысшего расцвета — XII века.

XII век — это эпоха романики. Напомним, что сам термин «романский», то есть римский, связан с тем, что в романской архитектуре широко использовались такие конструктивные элементы зодчества Древнего Рима, как полуциркульная арка и коробовой свод. Однако в городах средней Италии складывается романская архитектура необычного типа, отмеченная несвойственной этой суровой эпохе праздничностью, утонченным богатством форм, тектонической логикой и соразмерностью членений, широким использованием античных и раннехристианских элементов (плоские перекрытия, ордер, прямоугольные очертания дверей и т. п.). Настойчивый интерес к раннехристианским традициям определяет в XII веке строительную деятельность в Риме, где заново отстраиваются многие раннехристианские базилики, сооружаются входные портики антикизированного облика и т. д.

Изысканной нарядностью и логической ясностью архитектурной мысли отличаются постройки так называемого «инкрустационного стиля», сложившегося во Флоренции в XI-XII веках. Широкое применение античных элементов, сочетание белой мраморной облицовки с четкой графикой архитектурных членений, выделенных темно-зеленой и розово-красной мраморной инкрустацией, сообщает этим постройкам поистине классическое начало. В эту эпоху уже намечается новая эстетическая и общественная функция архитектуры. Как великолепный мраморный памятник могуществу Пизанской республики решен уникальный ансамбль соборной площади Пизы (XI-XIV века), включающий собор, колокольню («Падающую башню»), баптистерий и монументальное, окруженное обширными галереями кладбище Кампосанто. Воздвигнутый не в центре городской застройки, а на обширном, обращенном к морю открытом пространстве,- что само по себе необычно, этот ансамбль отмечен такой же кристаллической ясностью, упорядоченностью форм, что и постройки «инкрустациониого стиля», хотя здесь главным элементом является романская аркада.

Архитектура XII века стала впоследствии, наряду с античной, одной из главных отправных точек для мастеров раннего Возрождения, одним из источников классических мотивов, хотя по планировочным принципам, типологии, структуре внутреннего пространства она еще не выходит за пределы романской традиции.

Подробно описав главные особенности итальянского архитектурного зодчества, хотелось бы привести в пример одно из наиболее типичных, но ни чуть не незаметных построек Италии XIII – XIV века. Хотелось бы рассмотреть внутреннее убранство и внешние росписи знаменитейшей церкви Санта Кроче во Флоренции.

Один из видных скульпторов и крупнейший архитектор Арнольфо ди Камбио (с 1265г., ум. в 1302 г.), представляет иную линию архитектуры позднего дученто. Интерьер флорентийской церкви Санта Кроче (заложенной в 1294-1295 гг.), которую традиция связывает с его именем, составляет резкий контраст собору в Орвьето своей суровой простотой, близостью к языку итальянской готики

March 2nd, 2017 , 03:00 pm

Разумеется, сегодня есть много книг, где расписаны до деталей все исторические периоды, вся история отечественной архитектуры, все стили и направления.
Но специфика интернета такова, что многие хотят понять общие проблемы в одной короткой заметке.
Именно такой обзор я предлагаю читателям журнала Архитектурный стиль —

Коротко о периодах и стилях Русской архитектуры

1. Древнерусская архитектура
X — XVII в.
История Древнерусского зодчества насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой. Настолько сложен и многообразен был этот путь.
Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. В XIII в. Владимиро-Суздальская школа разделилась на две самостоятельные, одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском, другая — во Владимире, Ростове и Ярославле. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV — XVI веках объединившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями.
Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.

2. «Нарышкинское» барокко
Конец XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.

Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.

3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Позднее в России получает развитие новое направление — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко — красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.


Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли

4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII — нач. XIX в.

Классицизм — это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.


Дом Пашкова в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?).

5. «Национально-романтический » этап
1780 — 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.


Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 — 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков

6. Стиль Ампир
1800 — 1840 гг
«Имперский стиль» ампир является завершающим этапом классицизма, С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики.


Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси

7. Эклектика
1830 — 1890 гг.
Направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях. Эклектика восстала против академических догм, требовавших следовать «вечным» законам античного зодчества. Эклектика сама по себе не может быть стилем, так как является смешением этапов и стилей прошлых лет.
Несколько слов об эклектике


Успенская церковь в Петербурге, 1896-1898 гг., арх. Г.Косяков

8. Стиль Модерн
Конец XIX в.- 1917 г.
Стилевое направление связано с использованием новых технико-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Термином «Модерн» определяется архитектура, резко восставшая против подражательности. Лозунг модерна — современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики — в модерне вообще не существует.
Свойственному прошлым стилям принципу проектирования здания «снаружи — внутрь», от формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный принцип: «изнутри — наружу». Форма плана и фасада не задается изначально, она вытекает из особенностей внутренней планировочной структуры.
О модерне — http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/mod ern/0-255


Особняк Рябушинского в Москве, 1900 г., арх.Ф.О.Шехтель

9. Ретроспективизм
1905 — 1917 гг.
Очень сложное направление, своеобразная параллель позднему модерну. Направление, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма. Различия между поздним модерном и ретроспективизмом провести чрезвычайно трудно. Примеры трех основных течений в ретроспективизме —

9.1 — Неоклассицизм
Здание Киевского вокзала в Москве напоминает прославленные постройки русского классицизма и ампира. Симметрия этой торжественной композиции оживлена квадратной часовой башней, поставленной на правом углу. При достаточной строгости архитектурных форм декоративное убранство здания весьма разнообразно, с сочными «античными» мотивами.


Киевский вокзал. 1914-1924 гг., Арх. И.И.Рерберг, В.К.Олтаржевский, при участии В.Г.Шухова.

9.2 — Неорусский стиль
Исследователями архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.
Здание Ссудной казны сочетает деловую представительность с пластичностью палат XVII века. Форма парадного крыльца на фоне бриллиантовой рустовки стены усиливает декоративность здания. В декоре преобладают мотивы «Нарышкинского барокко». Однако полная симметрия фасада нарушает «принципы модерна» и придают зданию некоторую эклектичность.


Ссудная казна в Настасьинском пер. в Москве. 1913-1916 гг., Арх. В.А. Покровский и Б.М. Нилус

9.3 — Неоготика
Католический собор на Малой Грузинской улице в Москве — трёхнефная крестовидная псевдобазилика. Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах, отделочные работы внутри продолжались до 1917 года. По различным свидетельствам, для архитектора прообразом фасада послужили некоторые европейские готические соборы. В этом католическом соборе находится самый большой в России орган и можно послушать концерты органной музыки.


Католический собор на М. Грузинской улице. 1901—1911 гг., Арх. Ф.О.Богданович-Дворжецкий.

Стили.
Вместить на один лист всю многовековую историю отечественной архитектуры невозможно.
Моя задача конкретнее — дать общее, очень схематичное понятие о том, как менялись стили архитектуры со второй половины XVII века и до 1917 года.

И важное уточнение о «Стилях» :
— В истории архитектуры само понятие «Архитектурный стиль» появилось сравнительно недавно, и относится только к периодам с XVIII века, со стиля Барокко. Иногда к стилям относят и «Нарышкинское» барокко второй половины XVII века.
— К Древнерусской архитектуре понятие «Стиль» вообще неприменимо, и выражение типа «церковь в Новгородском стиле» относится к разговорному жанру, и не более того!
. . .

Литература:
— История русской архитектуры. — М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
— Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. — М.: Искусство, 1982.

Главная > Реферат >Культура и искусство

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего и профессионального образования

ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра социально-гуманитарных наук

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тема 27 . Архитектурные стили и их развитие

Архитектурные стили Древнего Мира……………………………………. 4

Архитектура средневековой Европы. Романский и готический стили……8

Ренессанс. Барокко. Классицизм……………………………………………11

Список используемой литературы…………………………………………….17

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектура формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города — их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делают архитектуру Искусством — искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Всему миру известны древний Акрополь в Афинах, Великая Китайская стена, собор Святого Петра в Риме, Эйфелева башня в Париже.

Искусство архитектуры – воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени.

Поэтому стоит особо подметить ту важную деталь, что архитектура – это еще и очень точный барометр уровня развития цивилизации, ее истории, культуры и интеллектуального уровня разных народов. Таким образом, целью моей работы является изучение архитектурных стилей разных этапов развития строительного искусства, характерных только для них черт и особенностей.

Архитектурные стили Древнего Мира.

Данный вопрос, я бы хотела рассмотреть на примере архитектурных стилей древней Греции, так как наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов 1 . В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент.

Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Существовал в Греции еще один вид храма — круглый периптер, где святилище — целла — имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.

Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.

Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. «Жемчужиной» акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17 колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора — «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей — женская часть дома. Основное помещение — андрон — предназначалось для пиров и трапез.

В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения — народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.

Таким образом, архитектурное наследие Древней Греции- поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для этой древней цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира.

2. Архитектура средневековой Европы. Романский и готический стили.

В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.).

В романском стиле, как бы отвечая взглядам отцов церкви, доминирующую (определяющую) роль играли — замки и храмы, которые были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек).

Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Романские соборы также были весьма массивны. Монастырь в эти века был средоточием жизни. Поэтому одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика):

1. Центральный неф и два по бокам.

2. Поперечный неф — трансепт.

3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол.

4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями.

5. Восточная часть — апсида (украшение).

Романские храмы поражают мощью. В них нет ничего неясного. Во всем ощущается предельная простота и мера.

Центральный неф отличался большими размерами. Храм был очень светлым (источник света — окна). Боковые нефы также хорошо освещались. Интерьер подчеркивал значимость центрального нефа. Части собора заполнялись согласно иерархии: за трансептом —духовенство, далее — привилегированная часть общества, остальные — в боковых нефах.

К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150; в Германии — собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106).

готическая — возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер. Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.

Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.

Особенности готической архитектуры позволяли создать иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов. Контраст размера здания и впечатление парения над землей создавали и создают по сей день невероятный эстетический эффект. Особенно выразительны и оригинальны окна готического собора. Они состоят из разноцветных стекол — витражей. Витраж — один из видов живописи, успешно разрабатывавшийся в период готики. Многие витражи были даром ассоциаций ремесленников. Таким образом ремесленники воздавали благодарность Богу за их благополучие и процветание. В целом, можно сказать, что готика — это уже рефлексия над собственным религиозным сознанием. Архитектурными памятниками готического искусства являются во Франции собор Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери) (XII-XIV вв.), собор в Шартре (XII-XIV вв.), собор в Реймсе (1211-1330); в Германии — собор в Кёльне (XIII-XIX вв.)

Так можно заключить, что если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.

3.Ренессанс. Барокко. Классицизм.

В противовес средневековым догмам в философии возникло новое течение — гуманизм, утверждающее силу разума, ценность и значение человеческой жизни.

Эпоха Возрождения в архитектуре начинается с творчества Филиппе Брунеллески. Брунеллески родился и вырос во Флоренции в семье нотариуса. Не обремененный «опытом предшествующих поколений», воспринявший эстетику гуманизма и изучивший архитектуру Античности Брунеллески смог совершить перелом в развитии архитектуры, который мы называем Ренессансом.

Его Воспитательный дом сегодня не выглядит чем-то необычным, а тогда он просто произвел фурор. В конструктивном же смысле происходит замена каменного «готического» каркаса стеной.

В средние века господа феодалы предпочитали селиться вдали от городов в фортификационных сооружениях — замках, а в связи с оживлением жизни в городах они стали строить себе городские «резиденции» — палаццо (см. справочник).

Это, по сути, те же замки (прямоугольник с внутренним двором), но т.к. нравы смягчились, стало возможным отказаться от башен, где в случае осады отсиживались хозяева и заняться декорированием фасадов.

Появляется этаж — горизонтальный пространственный слой, масштабно соотнесенный с ростом человека, выраженный в архитектурных формах на фасаде (Все, что было до Ренессанса принято называть ярусами.)

Предлагаем купить щебень гравийный в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

Палаццо бывают рустиковые и ордерные. На них можно отметить отличительные ренессансные черты.

Прежде всего, горизонтальные членения фасада на этажи. Ослабевание руста по направлению снизу вверх. Ордер (пилястры, полуколонны, сандрики над окнами) применяется не в масштабе всего здания, а в масштабе этажа, а вот карниз — наоборот, чрезвычайно массивен и соотносится со всем зданием.

Интересны интерьеры позднего ренессанса. Его величайшим мастером был Микелянжело Буонаротти. Микелянжело был в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур.

Сравните интерьеры раннего (Ф. Брунеллески — старая сакристия в церкви Сан Лоренцо) и позднего (Микелянжело — капелла Медичи в той же церкви) Возрождения.

Брунеллески еще очень уважительно обращается с Ордером, а Микелянжело с ним, можно сказать, просто играет — пилястра попала в угол — не беда, он «ломает» ее под прямым углом.

Колонны и пилястры он сдваивает, меняет их ритм, ставит на них «разорванные» сандрики, раскреповывает стены и карнизы, придавая им дополнительную пластичность — это уже в чистом виде барочные приемы.

Микелянжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент — пластику стены.

Венец его творчества — Собор Святого Петра в Риме причисляют уже к стилю Барокко.

Последователи «последнего из титанов», двигаясь по пути усложнения, вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты — надежности и монументальности, зато приобретает н ебывалую прежде пластику и динамику.

Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом. Посмотрите на барочный фасад церкви Сан Карло у четырех фонтанов Франческо Барромини.

В интерьере (Шенбрун) тоже появляется капризная усложненность — скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта «перетекания» пространства в «заоблачную высь» — все это придает интерьеру подчеркнутую театральность.

На фасаде, в прочем как и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуши и т.п.

«Классицизм», как архитектурный стиль сформировался в конце 18 века и до нашего времени остается актуальным. Для стиля характерна строгая соразмерность и гармоничность всех его составляющих. Мебели также присущи геометричность, четкий стык элементов, прямые или чуть изогнутые формы. Декор используется в минимальных количествах.

Таким образом, в данных трех стилях общим является появление архитектурно-декоративных тем и мотивов, ордерной системы и определенного круга пластических, декоративных деталей.

Архитектура модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е-1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.

Стиль развивался, и с течением времени выделилось несколько направлений:

1. Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и др. стилей.

3. Рационализм, направление с преобладанием более простых форм.

5. Так называемый кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича.

6. В отдельных крупных городах и регионах модерн имел свои отличительные черты. Так появились термины: модерн венский, берлинский, парижский, в России, — московский, петербургский, рижский, провинциальный и т. д.

Необходимо заметить, что в то время как одни архитекторы и историки архитектуры считают перечисленные выше направления разновидностями модерна, другие полагают, что это самостоятельные стили.

Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо(сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.

В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство.

Период архитектуры конца XIX — начала XX века оценивался по разному. Некоторые вообще вычеркивают его из истории архитектуры, другие рассматривают как период упадка, третьи видят в ней подготовительный период в развитии дальнейшей архитектуры. Однако стиль модерн свое место в мире занял.

Каждая историческая эпоха человечества нашла свое отражение в архитектурных стилях, присущих не только определенному периоду в истории, но и каждая отдельная страна имела свои особенности в том или ином стиле. Архитектура представляет собой тот вид искусства, который позволяет нам не только восхищаться, но и имеет практическое использование. Развитие архитектурных стилей было обусловлено в основном развитием религии, поскольку самые грандиозные и одиозные постройки всех времен имели привязку к ритуалам или непосредственно к религии. Примеры практически всех архитектурных стилей дошли до наших дней в оригинале, или же имеются картины и четкие письменные описания.

В своей работе я рассмотрела архитектурные стили различных эпох, начиная с древности и заканчивая XX веком, каждый из них оставил в мировой истории огромный отпечаток, не только в виде прекрасных памятников архитектуры, но и величайшего опыта по созданию прекрасного.

Список используемой литературы.

Архитектура мира. Энциклопедия архитектурных стилей – М., СЗКЭО, 2009 .- 176 стр.

И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. Очерки истории архитектурных стилей-М., Изобразительное искусство, 1983 — 384 с.

Горюнов В. С., Тублин М. П. Архитектура эпохи модерна. М.,1992.- 360с.

История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение.- М.: РГГУ, 1998. -429с.

Кондрашов В.А. Этика, Чичина Е.А. Эстетика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 512 с.

Культурология учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 448с.

Партина А.С. Архитектурные термины. Иллюстрированный словарь. М., 1994 – 520 с.

их предельной лапидарности и монументальной выразительности. художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных.

История архитектуры. Основные архитектурные стили

В самых различных архитектурных стилях . И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально. и в средневековом мире. С течением веков, с развитием возможностей архитектурной конструкции и строительной техники, с ростом геометрических.

Художественные архитектурные стили

Грубыми, недостойными стать основой нового архитектурного стиля . Их использовали лишь при строительстве мостов. сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности: фабричные и заводские помещения, вокзалы.

Архитектурное освещение

Застройки. История освещения История развития осветительных приборов в России. особенности объекта — размеры, структуру, архитектурный стиль , а также фактуру и цвет облицовочных. решение — цвета и лучи, их движение, проекция изображений и логотипов.

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

В . А . Лепёшкин , кандидат экономических наук, доцент, завкафедрой экономики и управления на предприятиях культуры и туризма Российского государственного торгово-экономического университета;

С . В . Ильвицкая , доктор искусствоведческих наук, профессор, завкафедрой дизайна архитектурной среды РМАТ

Площадь Святого Петра в Ватикане

Рассматриваются историческое развитие и особенности архитектуры как вида искусства. Дается понятие об архитектурном стиле, строительных приемах, конструкциях, типах сооружений. Содержится краткая характеристика архитектурных стилей различных исторических эпох, обобщенный текстовой и иллюстративный материал о наиболее выдающихся памятниках мировой архитектуры. Большое внимание уделено истории русского зодчества от Древней Руси до наших дней. Приведены терминологический словарь, вопросы для самопроверки, иллюстрации.

Для студентов туристских вузов и колледжей.

Глава 1. История архитектуры первобытной эпохи

и Древнего мира.

1.1. Первобытная эпоха.

1.2. Древний Египет.

1.3. Древняя Греция.

Вопросы для самопроверки.

Глава 2. Архитектура эпохи Средневековья.

2.1. Византийский стиль.

2.2. Романский стиль.

Вопросы для самопроверки.

Глава 3. Архитектура эпохи Возрождения.

3.1. Итальянское Возрождение.

3.2. Архитектура Возрождения во Франции и Англии.

Вопросы для самопроверки.

Глава 4. Архитектура Нового времени.

Вопросы для самопроверки.

Глава 5. Западноевропейская архитектура XIX–XX вв. .

Вопросы для самопроверки.

Глава 6. История русской архитектуры

6.1. Древнерусское зодчество (IX–XVII

6.1.1. Киевская храмовая архитектура

6.1.2. Новгородская храмовая архитектура

6.1.3. Владимиро-Суздальская храмовая архи-

тектура (XII–XIII вв.) .

6.1.4. Московское зодчество (XV–XVII вв.) .

6.2. Русское барокко (первая половина XVIII в.) .

6.2.1. Московское (нарышкинское) барокко.

6.2.2. Петровское барокко.

6.2.3. Русское зрелое барокко.

6.3. Русский классицизм (вторая половина XVIII –

первая половина XIX в.) .

6.4. Эклектизм (середина – конец XIX в.) .

6.5. Модерн (конец XIX – начало XX в.) .

6.6. Советская архитектура.

6.7. Архитектура современной России.

Вопросы для самопроверки.

Терминологический словарь. m62

Архитектура, или зодчество, – это область материальной и духовной деятельности, имеющая основной задачей создание искусственной среды («второй природы») для жизни и работы людей. В современной жизни архитектура употребляется в двух значениях:

1) Архитектура – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду людей (для труда, быта, культуры, отдыха и общения).

2) Это искусство строить и проектировать здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы.

Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда,

в которой человек существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в то же время всегда связана с окружающим пространством.

Термин «архитектура» греческогоm62 происхождения.

В древнегреческом языке слово archi означалостарший , tekt –строитель . Из этих слов родилось третье:architekton – начальник строительных работ. Древние переделали его в «архитектор», а здания, возведенные по планам архитектора, стали называться архитектурой, т. е. архитектура – это искусство строить, а архитектор – главный строитель.

Различаются три основных вида архитектуры:

∙ Архитектура объемных сооружений, включающая культо-

вые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.).

∙ Ландшафтная архитектура , связанная с организацией са- дово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с малой архитектурой – беседками, мостиками, фонтанами, лестницами).

∙ Градостроительство , направленное на создание новых и реконструкцию старых городских районов.

Римский архитектор Витрувий (I в. до н. э. – I в. н. э.) в трактате «Десять книг об архитектуре» так сформулировал три основных закона этого вида изобразительного искусства: firmitas, utilitas, venustas – прочность, польза, красота.

И действительно, нет зданий, не имеющих функционального назначения («польза»). Люди всегда стремятся к тому, чтобы создаваемые ими архитектурные сооружения существовали максимально долго («прочность»). Конечной целью архитектора является не просто постройка какого-либо сооружения, а создание определенного художественного образа («красота») – именно этой стороной архитектура и соприкасается с изобразительным искусством.

Витрувий был первым, но не единственным теоретиком архитектуры. В XVI в. ученый архитектор Андреа Палладио в своем большом труде «Четыре книги об архитектуре» писал:

«В каждой постройке должны быть соблюдены три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота; ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести».

Итак – польза, прочность, красота. Эти три понятия вполне действенны и по отношению к современной архитектуре. Применяя терминологию наших дней, мы можем говорить о трех сторонах архитектуры: функциональной m62 – той, которая обеспечивает пользу, приносимую сооружением;конструктив — ной – гарантирующей прочность, устойчивость зданий, иху — дожественной – наделяющей постройки эстетическими качествами.

Рассмотрим отдельно каждую категорию.

Совершенно очевидно, что зданий, не имеющих никакого назначения, никогда не существовало. Известно, что постройка здания, даже самого скромного по своим размерам, дело сложное

и дорогое. Стоимость постройки дома средних размеров в наши дни составляет огромную сумму. Так было всегда. К тому же возведение любого строения, за редкими исключениями, – процесс, требующий участия многих людей, коллективов, включающих иногда сотни и даже тысячи человек. Поэтому человеческое общество никогда не позволяло себе строить совершенно ненужные, бесполезные сооружения.

Функциональное содержание зданий направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей. Появление тех или иных типов архитектурных сооружений всегда

определялось политическим устройством страны, ее общественным укладом, идеологическими требованиями, бытовыми условиями, системой религиозных верований, народными традициями. В Древнем Риме, к примеру, строили так называемые базилики, являвшиеся зданиями административно-судебного назначения, а также грандиозные бани-термы. В Средние века надобность в этих сооружениях отпала, и они уже не возводились. В феодальную эпоху основными видами монументальных зданий были замки, монастыри, городские соборы. В эпоху капитализма, в XIX в., формируется новый тип здания – многоэтажный «доходный» дом, чаще всего с замкнутым в его пределах тесным двором-колодцем и т. д.

Конструкции должны обеспечивать зданиям прочность, устойчивость, долговременность их существования. История строительства раскрывает перед нами картину постоянного изменения

строительных материалов и тех конструкций, которые из них выполняются. Смена одних материалов и конструкций другими происходила непрерывно, не только от эпохи к эпохе, но и в пределах более ограниченного времени.

Если в строительстве Древнегоm62 Рима в республиканское время постройка крупных зданий осуществлялась из камня – известняка, песчаника или туфа, то позже, в период наибольшего процветания Рима, во времена империи, все монументальные сооружения строились из обожженного кирпича в сочетании с бетоном; из кирпича выкладывались части основного каркаса здания, а бетон заполнял пустоты между отдельными элементами этого каркаса. Строительство к этому времени сильно расширилось, Рим застраивался десятками огромных многоэтажных зданий. Необходимо было создать экономичную, легко выполнимую на практике и прочную конструктивную систему. Этим требованиям в полной мере и отвечала новая кирпич- но-бетонная конструкция.

Предшественница Рима – Древняя Греция – использовала для перекрытия своих, сравнительно небольших, сооружений исключительно балки – деревянные или каменные, длина которых не могла превысить восьми–десяти метров. Это стоечно-балоч- ная конструкция. Римские зодчие не могли ограничиться одними балками, так как им приходилось создавать куда более крупные здания с залами, в несколько раз превосходившими внутренние помещения самых значительных греческих храмов. Для

осуществления своих замыслов римляне должны были обратиться к сводчатым конструкциям. Своды достигают в Древнем Риме огромного развития. Подавляющее большинство римских монументальных зданий перекрыто сводами, арками, куполами.

Но строительные традиции античной архитектуры оборвались вместе с крушением Древнего Рима. Варвары, нахлынувшие в Европу в эпоху великого переселения народов, принесли с собой новую строительную технику – технику камня, каменных сооружений.

Громадные замки-крепости, соборы средневековых городов, а порой и жилые здания стали возводиться целиком из этого прочного, но трудного в обработке материала.

В эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) камень в западноевропейском строительстве сменяется кирпичом, который надолго становится главным, основным материалом и для возведения опор и для кладки сводов.

Кирпичная строительная техника, получившая широкое распространение еще 400–500 лет тому назад, без существенных изменений просуществовала до наших дней.

С начала XX в. стали широко применяться железобетонные конструкции.

Таким образом, изменения m62 происходили не только в типах и видах построек, но и в методах постройки зданий, в использовании строительных материалов, в строительных конструкциях.

Какие средства в смысле эмоционального, эстетического воздействия на человека, воспринимающего архитектуру, находятся в распоряжении зодчего? Большинство сойдется на том, что кра-

сота, привлекательность здания могут быть обеспечены благодаря различным «украшающим» мотивам, декоративным деталям – архитектурным, скульптурным. Это классические полуколонны, колонны, пилястры, рельефы и т. д.

Сила выразительности сооружения зависит прежде всего от того, насколько удачно решена композиция в целом. Пропорции и соотношения играют в архитектуре решающую роль.

Если мы с вами заглянем в Философский словарь, то прочитаем, что главным условием красоты является гармония. «Нет красоты ни в чем без гармонии», – сказал древнегреческий философ Платон. Гармония в переводе с греческого языка означает согласованность, соразмерность, единство частей и целого. В архитектуре – это благородство пропорций.

Никто не выразил эту мысль так полно и ясно, как великий поэт и мыслитель Гёте. Он писал:

« Удовлетворение, которое мы испытываем от прекрасного произведения искусства, зависит от того, насколько правильно соблюдены соотношения, чувство удовольствия обусловливает- ся только пропорциями. Если они нарушены, то никакими внеш- ними украшениями нельзя заменить красоту и привлекатель- ность, которых им не хватает по существу. Можно даже ска- зать, что их безобразие делается еще отвратительнее и невы-

носимее по мере увеличения изысканности отделки и богатства материалов украшений».

Весь творческий порыв, все творческое умение архитектора должно быть направлено прежде всего на решение главной композиционной задачи, потому что именно в этом ключ к успеху дела. Вся дальнейшая работа архитектора будет лишь следствием этого.

В отличие от живописца или скульптора, оперирующих изобразительными средствами, архитектор распоряжается в основном геометрическими объемами. Он должен обладать высоким мастерством, для того чтобы заставить не только «говорить», но и «петь» эти геометрические формы.

Так, длинное, приземистое зданиеm62 и стройное, высокое будут производить разное впечатление. Сооружение, которому придана спокойная, устойчивая форма куба, даст уже совсем иной эффект. Это в отношении одного объема, а если их два, три или еще больше? Тут перед нами возникает бесчисленное количество самых различных вариантов. Кроме того, композиция здания может быть симметричной и асимметричной.

Важное значение имеют также цвет, материал, характер обработки поверхности стен, так называемая фактура. Все это влияет на эстетическую сторону архитектуры.

Таким образом, художественный образ каждого здания должен быть эмоциональным и впечатляющим. Архитектура может и должна оказывать воздействие на человека. Совершенно справедливы слова Гегеля, что архитектура – окаменевшая музыка. Здания бывают суровыми и мрачными, замкнутыми и отчужденными от внешнего мира и, наоборот, привлекательными, светлыми, легкими, оптимистичными по своему характеру. Архитектура влияет на наше настроение, увеличивает работоспособность, вселяет в нас чувство приподнятости или же, в противоположность этому, может создавать угнетенное, подавленное настроение.

Оцените статью
Добавить комментарий